Системные исследования

Системные исследования, проводимые ОАО «НПП «Эргоцентр», имеют прикладной характер и основаны на современных научных теориях, концепциях и технологиях изучения, а также проектирования сложных организационно-технических и технических систем в различных предметных областях.

Основные направления исследований:

  • Анализ состояния обследуемых объектов, выявление и изучение проблемных вопросов, связанных с жизненным циклом, а также прогноз их развития.
  • Постановка и формализация задач системного анализа, разработка и исследование моделей объектов как сложных организационно-технических и технических систем.
  • Развитие и применение методов военно-экономического обоснования решений в рассматриваемых предметных областях для исследования экономических аспектов моделей систем.
  • Исследование и разработка методик планирования, накопления и анализа результатов машинных экспериментов для проведения испытаний моделей систем, специального математического и программного обеспечения.
  • Разработка новых и развитие известных методов системного анализа, оптимизации, управления, принятия решений и обработки информации.
  • Системная интеграция технических решений, полученных в ходе разработки моделей систем, информационных технологий и результатов эргономических исследований.
Системный подход

Источник преобразований системы или ее функций лежит обычно в самой системе, что связано с таким свойством сложных систем, как самоорганизуемость. В связи с этим при системном исследовании у систем и их элементов выявляются их индивидуальные характеристики и степени свободы.

Таким образом, системный подход связан, прежде всего, с изучением целостности объекта и раскрывает системообразующие факторы исследуемого объекта. Системный подход реализует первую из задач системного исследования. Вторую задачу системного исследования, что будет показано позже, решает системный анализ.

Если досистемные исследования сводились в основном к разложению изучаемых объектов на части и отдельному описанию этих частей, то системный подход исходит из того, что специфика сложного объекта зависит не от особенностей составляющих элементов, а от его структурных и функциональных аспектов. В связи с этим системный подход «ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину».

Решить указанную задачу – задачу познания объекта – это значит раскрыть:

  • его сущность, качественную специфику, присущие ему системные, интегративные качества;
  • его состав, количественную и качественную характеристику его частей, компонентов, их координацию и субординацию, главную из частей, то есть ту основу, на которой, прежде всего и держится система; их разнокачественность и противоречивость, являющиеся важным источником движения, развития целого;
  • его структуру, то есть внутреннюю организацию, взаимосвязь компонентов, установив при этом, почему эти компоненты сочетаются, взаимодействуют именно так, а не иначе, почему, взаимодействуя, они образуют именно данное, а не другое целое;
  • его функции, то есть его активность, жизнедеятельность, равно как и функции частей, установив при этом, как эти последние «работают» на общие функции;
  • его интегративные, системные факторы, механизмы, обеспечивающие целостность системы, ее совершенствование и развитие, взаимодействие;
  • его коммуникации с внешней средой, в том числе связь с более обширным целым, частью которого оно само является;
  • его историю, начало и источник возникновения, становления, тенденции и перспективы развития, превращение в качественно новую целостную систему.

Первыми примерами системного подхода к социальным и биологическим объектам явились научные труды К.Маркса и Ч.Дарвина. Если «Капитал» К.Маркса послужил классическим образцом системного исследования общества как целого, то теория биологической эволюции Дарвина явилась предпосылкой системного мышления в биологии.

Системный анализ

В отличие от системного подхода системный анализ, как совокупность методологических средств для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научного и технического характера, возник в начале 60-х годов и первоначально развивался как средство решения военно-стратегических проблем.

Непосредственной причиной появления системного анализа, как отмечают И.Блауберг и Э.Юдин, «был переход от конструирования отдельных средств и единиц вооружения (таких, как боевой самолет или танк) к созданию систем вооружения – сложных военно-технических комплексов, достаточно жестко объединяемых выполнением единой стратегической цели (такой, например, как обеспечение противоракетной защиты страны в целом или ее крупного региона)». Выдвижение такого рода задач потребовало не только развития собственно техники, но и выработки существенно новых подходов к оценке создаваемых систем. В первую очередь это связано с тем, что эффективное функционирование сложной системы зависит не только от того, из каких элементов (единиц вооружения) она состоит, но и от согласованных действий самих элементов и совместно решаемых ими задач. И только с середины 60-х годов системный анализ начал применяться для решения широкого круга задач: например, в США от определения стратегии General Electric на длительный период до оценки потребности страны в водных ресурсах.

Системный анализ – это совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы.

Системный анализ характеризуется главным образом упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию проблем и использованию существующих методов их решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук.

Системный анализ предназначен в первую очередь для решения слабоструктуризованных проблем, т.е. проблем: состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично; возникающих, как правило, в ситуациях, характеризуемых наличием фактора неопределенности и содержащих неформализуемые элементы.

Объект системного анализа в теоретическом аспекте – это процесс подготовки и принятия решений; в прикладном аспекте – различные конкретные проблемы, возникающие при создании и функционировании систем.

В теоретическом аспекте – это, во-первых, общие закономерности проведения исследований, содержание отдельных этапов системного анализа. Во-вторых, конкретные научные методы исследования целей, проблем взаимосвязей между элементами, целями, системой и средой и т.д. В-третьих, принципы интегрирования различных методов и приемов исследования в стройную и взаимообусловленную совокупность методов и приемов системного анализа.

В прикладном аспекте системный анализ вырабатывает рекомендации по созданию принципиально новых или усовершенствованных систем. Рекомендации по улучшению функционирования существующих систем касаются самых различных проблем, в частности, ликвидации нежелательных (проблемных) ситуаций.

В отличие от многих наук, главной целью которых является открытие и формулирование объективных законов и закономерностей, присущих предмету изучения, системный анализ в основном направлен на выработку конкретных рекомендаций, в том числе и на основе использования теоретических достижений различных наук в прикладных целях.

Как системный подход, так и системный анализ сочетают в себе объективные и субъективные аспекты, обусловленные их двойственной природой: с одной стороны, системные исследования – это теоретическое и прикладное направление; с другой – искусство.

Приведем важнейшие принципы системного анализа:

  1. Процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей;
  2. Необходимо рассматривать всю проблему, как единую систему;
  3. Выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
  4. Необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
  5. Цели отдельных подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей программы.

В конечном итоге эти принципы системного анализа используются для построения «обобщенной модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения».